Электронная коммерция

       

Ценовая дискриминация


         Источники ценовой дисперсии, обсуждаемые выше, рассматривают различия в ценах между розничными продавцами. Ценовая дисперсия может также возникать, когда определенный розничный продавец устанавливает различные цены, основанные на готовности покупателя заплатить. Эти ценовые cтратегии дискриминации могут иметь особую важность на рынках Интернет по двум причинам. Во-первых, в то время как Интернет позволяет потребителям легко собирать информацию продавца относительно цен, те же самые характеристики позволяют розничным продавцам собирать лучшую информацию относительно характеристик потребителя (Bakos 1998)[xli]. Во-вторых, низкие издержки переоценки могут сделать более эффективным для розничных продавцов динамичное изменение цен в онлайне. Конечный результат - то, что цены на Интернет не должны стремиться к определенному значению у разных продавцов, в разное время, для разных покупателей.

         Имеется много путей для ценовой дискриминации покупателей у продавцов Интернет. Одним из них будет факт, что чувствительные к цене  потребители обычно имеют более низкую чувствительность ко времени, чем другие потребители. В этих ситуациях продавцы могут создать целое меню "цен" и " уровней удобств " так, чтобы потребители сами выбрали цену, соответствующую их готовности платить (Chiang и Spatt 1982)[xlii]. Чтобы получить низкую цену,  потребитель должен использовать неудобный, или отнимающий много времени процесс, по сравнению с более высокими ценами, которые могут быть получены отнимающим меньшее время способом. Ниже мы идентифицируем три пути, как розничные продавцы Интернет могут использовать "удобство" как средство ценовой дискриминации.

         Во-первых, розничные продавцы могут создавать разные интерфейсы магазина, дифференцированные их уровнем удобства. Это - стратегия, изученная Clemons, Hann, и Hitt (1998)[xliii]

на интерактивных рынках туристических агенств. Авторы наблюдают, что самое дешевое и самое доргое интерактивное туристическое агентство в их исследовании оба принадлежали одной и той же  материнской компании. Более интересно, что самое недорогое агенство имело интерфейс, который было очень трудно использовать, в то время как фешенебельное агенство представляло собой "произведение современного искусства ",с удобным для пользователя интерфейсом . Они заключают, что " трудный в использовании интерфейс (у более дешевого туристического агенства)  служит как экран, чтобы предотвратить появление здесь чувствительных ко времени путешественников " (с. 25) и таким образом содействует ценовой дискриминации.


         Политика сравнения цен - которая сначала  казалась  доказательством сильной конкуренции - может служить вторым средством ценовой дискриминации для розничных продавцов в сети. Система сравнения цен у онлайнового продавца Books.com может служить примером такой системы. Books.com заявляет что побьет все цены " большой тройки  " книжных продавцов в Интернет : Amazon.com, Barnes and Noble, и Borders. Вначале Books.com показывает цену $ 16.72 для книги Джона Гришема " Завещание. " Рядом с этой ценой – кнопка, называющаяся " Сравнение цены. " Если потребитель нажимает эту кнопку, Books.com автоматически делает запрос о ценах на Amazon.com, Barnes and Noble, и Borders. Если Books.com уже имеет самую низкую цену ( обычно так и есть), цена остается той же самой. Если это не самая низкая цена, Books.com автоматически устанавливает цену, чтобы сбить лучшую цену, предлагаемую тремя главными конкурентами. Это отображено на рисунке 2, где показана новая сниженная цена в $ 13.65 . Подобные особенности появляются в других рынках, например розничным продавцом электроники NECX.

         В то время как эта ситуация, может показаться  доказательством сильной ценовой конкуренции в Интернет, три фактора говорят о том, что скорее всего  Books.com, использует неоднородность потребителя для ценовой дискриминации. Во-первых, изменение цены не постоянно - сниженная цена предлагается только если потребитель просит о этом (нажимая соответствующие кнопки). Во-вторых, сниженная цена - действует только для одной транзакции - если потребитель вернется позже, он будет снова запрашивать сниженную цену. И, в-третьих, процесс длителен (отнимающий до минуты времени для выполнения). Недавняя выборка 20 книг показывает, что ожидаемая выгода для онлайнового покупателя от нажатия этой кнопки была только $ 0.15. Можно предположить, что только чувствительные к цене потребители  пожелают ждать до 1 минуты за ожидаемое  вознаграждение в 0.15$ (10).

         Интерактивные аукционы могут служить третьим примером использования удобства для сортировки потребителей по их готовности платить. Shopping.com выставляет на аукцион несколько товаров, которые являются также доступными и в секторе " каждый день низкая цена " сайта Shopping.com. Например, Shopping.com  продает органайзер PalmV. Лучшее предложение аукциона - $ 323, в то время как в обычном Shopping.com имеет цену - $ 333.99 - разница менее $ 11. Как и выше, на первый взгляд кажется, что Shopping.com сам охотно снижает собственную цену на этот товар. Однако, покупатели аукциона должны  ждать закрытия аукциона, принимать неопределенность, связанную с результатами аукциона, и тратить время для размещения предложения и контролирования процесса аукциона. Таким образом, Shopping.com может также использовать потребительскую готовность участвовать на аукционе как вероятный сигнал высокой ценовой чувствительности.

 Интернет обеспечил новыми мощными инструментальными средствами потребителей для сравнения конкурирующих продавцов и получения лучшей возможной цены, он также обеспечил группой инструментальных средств и продавцов, ищущих рынки с очень маленькими группами заказчиков, и динамично изменять цены. Конечный результат этой "гонки вооружений" может, в некоторых случаях, быть снижением уверенности относительно схемы " одна цена удовлетворяет всех ".


Содержание раздела