Факторы успеха
Почти пять лет спустя после первого выпуска браузера в 1995 году боязнь электронных сделок у широкой публики стала проходить. Первоначальная новизна посещения Интернет-магазина и самого e-бизнеса также постепенно проходит. Бесцельный серфинг уменьшился, и люди более целенаправленно проводят время в Интернет. Впервые мы видим знаки общего созревания семейства пользователей и влияние, которое Интернет будет иметь на жизнь обычных людей, становится более ясным. Для бизнеса же ответ на вопрос как делать деньги, намного менее ясен. Несмотря на миллиарды долларов в инвестиции, фирмы все еще борются за лучшие способы совершенствования обычных действий или разрабатывают новые электронные формы торговли. Например, Timmers (1998)[vi]
идентифицировал не меньше одиннадцати различных моделей e-бизнеса , которые были опробованы на рынке. Shapiro и Varian (1998)1
говорят, чтобы многие менеджеры так зациклились на технологических составляющих, что не в состоянии видеть основные принципы, определяющих успех или неудачу в целом. Хотя время еще есть, e-бизнес пока не сумел перевести деловые процессы на правильный путь. Конечно, можно увидеть существенную экономию во времени и стоимости выполнения стандартных задач (то есть покупка и продажа акций, графиков поставки и т.д.), но в целом осуществились лишь немногие предсказания об электронной коммерции.
Те принципы, которые управляли деловым успехом в течение столетий, остаются в значительной степени неизменными. Несмотря на прогнозы и спекуляции, во многих случаях новое - это хорошо забытое старое. Таблица 1 суммирует предсказания, сделанные относительно e-бизнеса и нашей оценки текущей действительности.
Таб.1 Предсказания и реальность электронной коммерции