Преимущества первопроходцев
Кремниевая Долина приучает рынок к скорости и быстродействию. Чтобы достигнуть высот в новой экономике, нет времени анализировать и планировать; быть первым достаточно, чтобы создать преимущество (Kardes и Gurumurthy 1992[xv]; Downes и Mui 199911). Журнал Playboy смог извлечь преимущества первого, когда решил выпускать журнал в электронном виде в 1995. Как первый коммерческий веб-сайт, затея была новинкой, привлекая внимание большого количества пользователей Сети клиентской базы журнала. Был ли успех Playboy.com результатом преимуществ первопроходца, или стало результатом размеров фирмы, фирменного знака, финансовых и управленческих возможностей - важный вопрос для исследования . Существование преимуществ первопроходца на обычном рынке, заставляло предпринимателей стремиться быть первыми и на рынке Интернет. К сожалению, литература по этому вопросу до сих пор не прищла к единому мнению. Недавние исследования (Tellis и Golder 1996[xvi]; Lieberman и Montgomery 1998[xvii]) предполагают, что быть первым на рынке может быть выгодным, но само по себе не является ни необходимым, ни достаточным условием поддержания позиций компании с развитием рынка. Эти авторы предполагают, чтобы фирмы-пионеры часто упускали лучшие возможности, проигрывая в:
(1) разработке правильных стратегий
(2) полном использовании предоставленных им рыночных возможностей
(3) вложении достаточных финансовых ресурсов при развитии рынка
(4) доминировании в дистрибуции, известности продукции или марки.
На новых рынках – таких, как Интернет, величина любого преимущества новичка пропорциональна размеру рынка. Хотя время достижения критической массы потребительского спроса в этих рынках становится все меньше, в большинстве случаев, все еще требуется годы на развитие. В промышленности основанной на быстрых технологических изменениях, рискованных инвестиций и рыночной неопределенности, возможности выбора неправильного пути или разработки неправильных стратегических решений - очень реальна проблема для управленцев. Общеизвестно, что информационные технологии, сами по себе, не обеспечат достаточного конкурентного преимущества, и усилия быть первыми могут в конечном счете оказаться ничего не значащими на рынке, где барьеры вхождения низки, а правила игры все еще развиваются. Высокие затраты на переключение не существуют, и неглупые последователи на ваших же ошибках разработают правильную стратегию и тактику действий. Клиентская база в девять миллионов - это ли не больше, чем все сетевые брокеры вместе взятые? Merrill Lynch хорошо подготовлена, чтобы серьезно побороться с сетевыми конкурентами типа E*Trade и Schwab. Сидя и наблюдая как новички проверяют рынок, Merrill Lynch теперь готова внедрить собственную уникальную деловую модель, обеспечивая инвесторов с ценным соединением человеческого опыта и интерактивного доступа. Та же самая логика применима и к BarnesandNoble.com (см. ниже).
BARNES AND NOBLE Amazon.com был основан в июле 1995 с " целью использовать Internet, чтобы процесс покупки книги в самый быстрый, самый простой, и наиболее приятный из возможных процессов покупки " (Amazon.com 1999). BarnesandNoble.com потребовалось некоторое время на осознание возникающей угрозы со стороны Amazon.com и разработку стратегии борьбы с новым конкурентом. BarnesandNoble.com медленно, но верно усиливал существующие преимущества - марку, материально-техническое обеспечение и возможности складирования, интеграцию розничных магазинов и существующие связи с фирменными книжными магазинами (например, Oprah book club), и другие связи (например, Starbucks), а также доверие и известность, которые они имеют у существующих покупателей "реального мира" для конкуренции с Amazon.com. BarnesandNoble.com теперь котируется как один из десяти наиболее посещаемых сайтов в США в 1999 году. (Экономист 1999). Появление BarnesandNoble.com, и давления, оказанного им прямо (как конкурентом) и косвенно (через влияние на книжных поставщиков), заставило Amazon.com ( по-прежнему ведущего сетевого розничного продавца) заново обдумать части собственной стратегии, особенно в отношении физических процессов. |