Электронная коммерция

       

Преимущества первопроходцев


         Кремниевая Долина приучает рынок к скорости и быстродействию. Чтобы достигнуть высот в новой экономике,  нет времени анализировать и планировать; быть первым достаточно,  чтобы создать преимущество (Kardes и Gurumurthy 1992[xv]; Downes и Mui 199911).  Журнал  Playboy смог извлечь преимущества первого, когда решил выпускать журнал в электронном виде в 1995. Как первый коммерческий веб-сайт, затея была новинкой, привлекая внимание большого количества пользователей Сети клиентской базы журнала. Был ли успех Playboy.com результатом преимуществ первопроходца, или стало результатом размеров фирмы, фирменного знака, финансовых и управленческих возможностей - важный вопрос для исследования . Существование преимуществ  первопроходца на обычном рынке, заставляло предпринимателей стремиться быть первыми и на рынке Интернет. К сожалению, литература по этому вопросу до сих пор не прищла к единому мнению. Недавние исследования (Tellis и Golder 1996[xvi]; Lieberman и Montgomery 1998[xvii]) предполагают, что быть первым на рынке может быть выгодным, но само по себе не является  ни необходимым, ни достаточным условием поддержания позиций компании с развитием рынка. Эти авторы предполагают, чтобы фирмы-пионеры часто упускали лучшие возможности, проигрывая в:

 (1) разработке правильных стратегий

 (2) полном использовании предоставленных им рыночных возможностей

 (3) вложении достаточных финансовых ресурсов при развитии рынка

 (4) доминировании в дистрибуции, известности продукции или марки.

         На новых рынках – таких, как Интернет,  величина любого  преимущества новичка пропорциональна размеру рынка. Хотя время достижения критической массы потребительского спроса в этих рынках становится все меньше, в большинстве случаев, все еще требуется годы на развитие. В промышленности основанной на быстрых технологических изменениях, рискованных инвестиций и рыночной неопределенности, возможности выбора неправильного пути или разработки неправильных стратегических решений - очень реальна проблема для управленцев. Общеизвестно, что информационные технологии, сами по себе, не обеспечат достаточного конкурентного преимущества, и усилия быть первыми  могут в конечном счете оказаться ничего не значащими на рынке, где барьеры  вхождения низки, а правила игры все еще развиваются. Высокие затраты на переключение не существуют, и неглупые последователи на ваших же ошибках разработают правильную стратегию и тактику действий. Клиентская база в девять миллионов - это ли не больше, чем все сетевые брокеры вместе взятые? Merrill Lynch хорошо подготовлена, чтобы серьезно побороться с сетевыми конкурентами типа E*Trade и Schwab. Сидя и наблюдая как новички проверяют рынок, Merrill Lynch  теперь готова внедрить собственную уникальную  деловую модель, обеспечивая инвесторов с ценным соединением человеческого опыта  и интерактивного доступа. Та же самая логика применима и к BarnesandNoble.com (см. ниже).


 

BARNES AND NOBLE

Amazon.com был основан в июле 1995 с " целью использовать Internet, чтобы процесс покупки книги в самый быстрый, самый простой, и наиболее приятный из возможных процессов покупки "  (Amazon.com 1999). BarnesandNoble.com потребовалось некоторое время на осознание возникающей угрозы со стороны Amazon.com  и разработку стратегии борьбы с новым конкурентом. BarnesandNoble.com медленно, но верно  усиливал существующие преимущества - марку, материально-техническое обеспечение и возможности складирования, интеграцию розничных магазинов и существующие связи с фирменными книжными магазинами (например, Oprah book club),  и другие связи (например, Starbucks), а также доверие и известность, которые они имеют у существующих покупателей "реального мира" для конкуренции с Amazon.com. BarnesandNoble.com теперь котируется как один из десяти наиболее посещаемых сайтов в США в 1999 году.

                                                                            (Экономист 1999). 

Появление BarnesandNoble.com, и давления,  оказанного им прямо (как конкурентом) и косвенно (через влияние на книжных поставщиков), заставило Amazon.com ( по-прежнему ведущего сетевого розничного продавца) заново обдумать части собственной стратегии, особенно в отношении  физических процессов.

         Вопрос - быть первым или пока подождать – остается критическим для управленцев, хотя практика уже дает некоторые ответы. Не ясно, какие электронные рынки благоприятны или неблагоприятны для первопроходцев,  следовательно, не имеется никакой гарантии, что фирмы - пионеры, типа Amazon.com и E*trade будет на плаву с развитием рынка. Кому-то это покажется чересчур нереальным предположением, как это может быть - Amazon да вдруг обанкротится, но не стоит забывать, что в виртуальном мире свои законы и тот же недавний пример уничтожения тяжеловесом Microsoft своего, казалось, непоколебимого, владеющего 80% рынка конкурента Netscape (Netscape продолжает существовать практически на "общественных началах ") отбрасывать эту возможность.


Содержание раздела