Структура Интернет
Интернет - глобальная и сильно децентрализованная сеть, не имеющая единого управляющего органа. Составляющие Интернет физические сети образуют иерархию, верхний уровень в которой занимают высокоскоростные магистральные сети, поддерживаемые крупными компаниями. Большая часть Интернет-трафика вливается в магистраль через точки сетевого доступа (network access points, NAPs), расположенные в густонаселенных областях страны. В Соединенных Штатах Америки они поддерживаются такими компаниями как Sprint, MFS и др. Независимые национальные сети (например, PSInet и UUNET) по большей части связаны с такими NAP-точками, но некоторые поставщики услуг имеют договоренность об обмене Интернет-трафиком, минуя nap-точки (последние при интенсивном трафике становятся узкими местами). Нижние уровни иерархии Интернет составлены из региональных, и далее, из частных сетей университетских центров, исследовательских организаций и коммерческих фирм. Эта огромная сеть, объединяющая множество небольших сетей, использует общий набор коммуникационных протоколов, известный как семейство TCP/IP. «Прародительницей» Интернет можно считать сеть APRA- NET, организованную в 1969 году для объединения всего четырех компьютеров в различных районах США. За последние несколько лет количество компьютеров, подключенных к Интернет, ежегодно удваивается. Вместе с этим ростом происходит и изменение направленности Интернет. Начинавшийся некогда как сеть, предназначенная, главным образом, для академических исследований, теперь Интернет «населен» преимущественно частными лицами, проживающими за пределами университетских центров, а также множеством коммерческих организаций.
Изменение «демографического состава» пользователей Интернет привело к появлению необычайно заманчивых возможностей для коммерческой деятельности, за которые сразу же ухватились ведущие компании. Возникли трения между предпринимателями с собственническими тенденциями и создателями Интернет, которые считают открытость непременным условием дальнейшей эволюции сети. Требование открытости противоречит интересам коммерческих компаний и рынка.
Темпы изменения демографии Интернет просто ошеломляющие. Даже те кто поддерживает функционирование сети, удивлены скоростью, с которой Интернет меняется в последние несколько лет. Среди разработчиков существует шутка, что «год Интернет» равен семи обычным годам. По всей видимости, это не так уж далеко от истины.
Что для делового человека означают перемены в Интернет? Они означают, что к Интернет необходимо относиться как к очень динамичной среде, развивающейся по собственным законам. Внешние силы, такие как отдельные компании с новоиспеченными технологиями, и даже сам рынок, пытаются изменить Интернет и законы, по которым он функционирует. Однако существуют стандарты и правила, которые позволяют Интернет работать достаточно стабильно, даже несмотря на децентрализованность. Если Вы будете постоянно следить за появляющимися технологиями и стандартами, то непременно отметите для себя возможности с выгодой использовать Интернет. Цель данной книги в том, чтобы познакомить Вас как с технологиями электронной коммерции в Интернет, так и с методами использования этих технологий.
Многие из систем, предложенных для электронной коммерции в Интернет, новые и непроверенные. Интернет давно служит полигоном для различного рода экспериментов. Именно из-за такого лихорадочного экспериментирования новые разработки в области электронной коммерции в Интернет порой выглядят хаотичными. С другой стороны, традиционные финансовые сети развивались как сильно централизованные и тщательно спланированные системы. Некоторые из них, например, используемые эмитентами кредитных карт и банками, влияют на развитие электронной коммерции в Интернет. Они вносят стабильность в Интернет-коммерцию и предлагают варианты увязывания новых возможностей Интернет с традиционными финансовыми процессами. Электронная коммерция в Интернет не заменит эти процессы, но послужит для них существенным дополнением. Для эффективного использования преимуществ электронной коммерции очень важно понимать, как происходит слияние нового и старого, и как все это вписывается в деловую практику. Многие компании, например, Microsoft, Netskape, Cyber Cash и Verifon, разрабатывают программное обеспечение, которое позволяет применять Web - браузеры для электронной оплаты покупок. Эти системы также включают программы обработки платежей продавцами. Но, в конечном счете, все они используют соединения с существующими банковскими сетями и сетями, по которым передаются сведения о транзакциях с применением кредитных карт. Некоторые банки в настоящее время работают над системами, которые позволят осуществлять эти соединения с помощью Интернет вместо частных сетей, что снизит затраты.
Visa и Master Card разрабатывают протокол защищенных электронных транзакций (Secure Electronic Transaction, SET), который связывает информацию о кредитных картах на уровнях покупателя, продавца и сети и защищает ее (см. раздел «Обзор систем защиты информации в Интернет»